Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело

Игорь Осутин

Сочи 80-х годов / фотографии, живопись

Игорь Осутин в 70-е годы работал художником-оформителем в «Автоколонне № 1420» Сочинского транспортного управления и в Сочигоршвейбыте, а с 1980 по 1991 годы в Курортпродторге в разряде маляра. Увлекался фотографией и состоял в сочинском фотоклубе. Писал картины и создавал скульптуры из дерева.

Для проекта было отсканировано 150 фотографических отпечатков Осутина и оцифрованы живописные работы. 

Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело

↑  Скульптура «Пантера». Приморский парк, Сочи

Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело

«Мои самые беззаботные и тёплые воспоминания детства — это период до школы, до 1990-х. И в эти воспоминания вплетены прогулки по городу с отцом. Ходил он очень-очень быстро, и я, еле поспевая за его быстрым шагом, могла обойти с ним весь центр.

Часто бывали на рынке, в кафе на улице Навагинской, в ресторане «Каскад» и в кафе на Курортном проспекте. Помню интерьер этого кафе — зеркальные стены и очень темно, мне ужасно там нравилось, потому что была гарантирована газировка «фанта». 

Ольга Осутина

Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело

↑  Скульптура «Три тигрёнка». Парк «Ривьера», Сочи

«Его место» из моего детства — это мастерская от «Сочипродторга» на улице Кипарисовой. Сейчас там автомастерские и склады. В ней было всё для счастья: во-первых, свобода, во-вторых, материалы для творчества в неограниченном количестве — краски, огромные рулоны картона и бумаги, весы для сыпучих материалов, карандаши, мелки и куча песка во дворе».

Ольга Осутина

Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело

«Дача — ещё одна наша детская локация. Родители строили дом на участке на горе Пикет и каждые выходные мы проводили там. Отец делал всё сам: от котлована до штукатурки. Мы с братом возводили города из камней, лазили у отца на стройке и пололи мамины грядки».

Ольга Осутина

Игорь Осутин. Курортное дело

Для меня всё творчество отца — это про сюрреализм. Он часто использовал этот термин, говоря о своих картинах, о своём восприятии мира и творчества. Отец восхищался Дали и Сикейросом, их биографии были его настольными книгами.

Я знаю, что он готовил выставку картин, про неё говорили в семье всё моё раннее детство — это конец 1980-х — начало 1990-х. Но что-то помешало. Какие-то сомнения. Финансовые трудности 1990-х привели к тому, что отцу одному нужно было кормить нашу семью. Пришлось пожертвовать своими творческими амбициями. Он зарабатывал, выбивая портреты на гранитных памятниках в ритуальных услугах. Было совсем не до сюрреализма. Поэтому картины переместились на мансарду дачи, где благополучно дожили до 2011 года, до её продажи. 

Ольга Осутина

Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело

Судьба картин будто перестала его беспокоить. Большую часть работ увезли и хранили дома на Барановке, но потом и вовсе вынесли в сарай. Там они сильно пострадали от сырости и перепадов температур, грязи. В 2013 году я их забрала из сарая обратно в дом, но краска на многих картинах потрескалась, картонные работы попортили грызуны. Помню, что отец рисовал еще в 1990-е несколько портретов, но они утеряны. В последнее десятилетие жизни — это все 2000-е, он совсем оставил практику рисования маслом на холсте. Как будто утратил к ней вдохновение. Пытался экспериментировать с экстравагантными техниками — мел на полиэтилене и фотографирование этих мимолётных работ. У него был период создания работ на больших листах картона цветными карандашами, углём, пастелью, мелом, но все эти работы были уничтожены на даче. Так как в прошлом отец был фотографом, у него были идеи объединить живопись и фотографию. Были какие-то попытки с плёнкой, но серьезно этим он так и не занялся. 

Его главными вдохновением последних лет стала работа с камнем. Отец с другом-скульптором ворочали огромные валуны, делая композиции декоративных фонтанов-водопадов для частных заказов. Дома он тоже создал «фонтан» из камней с чашей, выложил ракушечником границы площадки имитируя древние развалины, из деревянных коряг собрал беседку.

Отец часто показывал и обсуждал свои картины с гостями. Мы, будучи детьми, крутили его работы вокруг своей оси, рассматривая, как меняется наше восприятие при этом. Отцу очень нравилось это».

Ольга Осутина

Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело
Игорь Осутин. Курортное дело